27.09.2011
В Алуште состоялся XIV Международный форум участников рынка капитала
С 22 по 25 сентября 2011 года в Алуште состоялся XIV Международный форум участников рынка капитала, организаторами которого в этом году выступили фондовые биржи ПФТС и "Украинская биржа", генеральным партнером форума – ВТБ Банк, партнерами – Ассоциация "Фондовое партнерство" и Проект "Развитие финансового сектора" (FINREP).
Генеральный новостной партнер - информационное агентство "Интерфакс Украина", информационные партнеры Форума: газета "Бизнес", интренет-порталы Finance.ua, Investfunds и FundMarket, Экономическая правда, проект "Реальная экономика".
XIV Форум собрал более 230 специалистов фондового рынка со всей Украины и ближнего зарубежья.
23 сентября 2011 года работа Форума началась с Пленарного заседания "Конкурентоспособность инфраструктуры фондового рынка: выстоять в условиях глобализации биржевой деятельности".
В обсуждении позиции украинского рынка на мировой арене и способов повышения его конкурентоспособности приняли участие: Глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Дмитрий Тевелев, Председатель Наблюдательного Совета ПФТС, Старший Вице-Президент ММВБ Александр Потемкин, член ГКЦБФР Алексей Петрашко, Председатель Правления ПФТС Александр Скляров и Председатель Правления "Украинской биржи" Олег Ткаченко.
Регулятор и биржи намерены активно развивать инфраструктуру рынка и способствовать повышению уровня конкурентоспособности украинского рынка. Так, понимая значимость фондового рынка для экономики Украины, Комиссия разработала и реализует ряд мер по стимулированию развития национального фондового рынка.
Председатель Правления ПФТС Александр Скляров, начиная дискуссию, подчеркнул, что тема Пленарного заседания выбрана не случайно: "Ведущие украинские фондовые биржи весьма успешно выполняют четко определенную им действующим законодательством функцию – организатора торговли. Но сегодня этого уже недостаточно, поскольку дальнейшее развитие фондового рынка требует от бирж создания эффективной посттрейдинговой инфраструктуры".
"Ведя речь об инфраструктуре, важно отметить, что уже длительное время обсуждается тема централизации депозитарной системы, – сказал Дмитрий Тевелев. – Но в этом году мы как никогда приблизились к решению этого вопроса – так, впервые установлены полнофункциональные корреспондентские отношения между двумя депозитариями, осуществляется электронный документооборот. И вопросы подготовки реестров, подтверждения прав собственности уже не являются большой проблемой – они решены на технологическом уровне. Также заканчивается работа по подготовке проекта закона о системе депозитарного учета, и в самое ближайшее время он будет направлен в Кабинет министров".
Председатель Правления "Украинской биржи" Олег Ткаченко отметил, что одним из важных вопросов развития рынка является вопрос о клиринге: "В нашей стране сейчас реализованы две схемы заключения и исполнения сделок – со 100% предварительным депонированием и без депонирования активов. Первая схема предусматривает полную гарантию расчетов, вторая – не дает никаких гарантий, что расчеты будут произведены. Обе существующие схемы рассчетов характерны для рынков, которые находятся в стадии становления. Для того, чтобы расчетные технологии приблизились к уровню развитых стран необходимо внедрять клиринг. Но в Украине фондовая биржа не может выполнять функции клиринговой организации и гарантировать расчеты, а депозитарий, которому позволено выполнять подобную функцию по законодательству, не может и не должен брать на себя риски неисполнения сделок, - сказал господин Ткаченко. – Поэтому сейчас необходимо четко определить за каким учреждением будет закреплена эта функция".
Панельная дискуссия: "Почему компании идут за деньгами за рубеж и как привлечь их на украинские биржи?" продолжила программу дня. Во время обсуждения обсуждались причины, почему украинские компании ищут деньги на развитие за рубежом, что мешает привлечь миллионы гривен на отечественных биржах и как сделать рынок интересным для украинских компаний.
"Большая часть компаний среднего размера привлекают инвестиции исключительно с помощью банковского кредитования. Следующее задание, которое мы ставим перед собой – помочь таким компаниям в привлечении капитала на фондовом рынке Украины", – сказал Дмитрий Тевелев.
Уже этой осенью Комиссия намерена запустить программу, так называемых "Внутренних IPO". Именно она, по мнению Регулятора, поможет украинским биржам стать более развитыми и более конкурентоспособными. "По итогам ее реализации мы ожидаем создания на украинских площадках рынка для небольших компаний, которые смогут привлекать от 10 до 50 млн. грн. путем размещения своих акций. Также мы уже подготовили несколько документов, которые позволят украинским фондовым биржам расширить перечень инструментов – это Положение "О допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на территории Украины" и изменения в Положение "О функционировании фондовых бирж", разрешающей включение в первый и второй уровни листинга местных площадок акций и облигаций нерезидентов", – рассказал о планах ГКЦБФР господин Тевелев.
Управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital Дмитрий Тарабакин уверен, что процедура двойного листинга будет способствовать привлечению эмитентов на отечественные биржи. "Процедура двойного листинга поможет решить две проблемы сразу – приведет на биржу качественных эмитентов, а значит и западную культуру публичных компаний, что, соответственно, повысит ликвидность. Мы рады, что Комиссия по фондовому рынку (ГКЦБФР) поддерживает нас. Осталось решить вопрос с валютным регулированием, за которое отвечает Нацбанк, – говорит Дмитрий Тарабакин. – Первой ласточкой будет, скорее всего, листинг МХП на "Украинской бирже".
Завершился первый день панельной дискуссией "Пенсионная реформа: готовимся к старту". По данным экспертов, на сегодняшний день в Украине один работающий человек обеспечивает одного пенсионера, а в будущем количество пенсионеров на одного работающего будет только увеличиваться. Ввиду такой ситуации, необходимость внедрения второго уровня пенсионной реформы ни у кого не вызывает сомнения.
"Предложенная правительством пенсионная реформа – давно назревшая и необходимая новация, – уверен руководитель аппарата ГКЦБФР Сергей Бирюк. – Без таких изменений ни то что о росте, о поддержании размеров пенсий на нынешнем уровне в ближайшие годы не будет идти и речи. Комиссия, будучи регулятором субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, не может стоять в стороне от переходного процесса системы пенсионного обеспечения. Основная наша задача в этом направлении сегодня – своевременно и полностью разработать новые нормативно-правовые акты и внести соответствующие изменения в действующие документы, регулирующие деятельность этих субъектов".
В преддверии внедрения пенсионной реформы перед государством и участниками рынка стоит много задач: "Также наши специалисты будут обязательно участвовать в рабочих группах по внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Нам вместе с коллегами предстоит "выписать" механизм накопления средств на втором уровне пенсионной системы, обсудить тендерные условия относительно определения КУА, которые будут осуществлять деятельность по управлению активами Накопительного фонда, определить полномочия каждого субъекта этого уровня, порядок привлечения негосударственных пенсионных фондов до второго уровня и пр.", – говорил господин Бирюк.
Также, сейчас остро стоит вопрос инструментов, в которые можно было бы инвестировать негосударственным пенсионным фондам, кроме того, низкая финансовая грамотность населения не позволяет сделать большинству украинцев осознанный самостоятельный выбор пенсионного управляющего.
"В странах с низким уровнем финансовой грамотности населения, механизм внедрения реформ должен обязывать граждан делать осознанный выбор. Только в том случае, если данное требование будет обязательно для всех, есть возможность повысить ответственность каждого за сделанный выбор, – говорит Президент группы "УНИВЕР" Тарас Козак. – У Украины есть все для того чтобы провести пенсионную реформу безболезненно как для бюджета государства, так и для будущих доходов его граждан. Учитывая накопленный опыт и ошибки тех стран, которые сделали это до нас, разработав четкий и понятный механизм внедрения реформы, мы можем, и должны сделать это быстрее и эффективнее".
Сергей Бирюк позитивно оценивает перспективы внедрения пенсионной реформы: "Именно сейчас у НПФ есть чудесная возможность для роста и развития. Чем далее, тем большими будут отчисления в пенсионные фонды и, соответственно, шире и разнообразнее станут инструменты для инвестирования. Таким образом, мы будем свидетелями значительного рывка в развитии фондового рынка, который станет намного ликвиднее, намного объемнее и более разнообразным в разрезе инструментов".
Подводя итоги обсуждения, модератор секции Глава Совета УАИБ Дмитрий Леонов сказал: "Украина имеет последний шанс на внедрение системы общегосударственного накопительного пенсионного обеспечения. Ожидание очередного экономического подъема, как основания для реформы, может превратить ее в утопию. Наиболее успешными являются реформы, проводимые в наименее благоприятных экономических условиях. Это позволяет избежать ошибок, рожденных иллюзиями роста и благополучия. Залог успеха большинства реформ – в прагматичности их проведения и реальности ожидаемых результатов", – уверен господин Леонов.
Фотоотчет
За более подробной информацией обращайтесь в Департамент коммуникаций по телефону: (044) 495-7474.