Флагман украинского машиностроения намерен разработать и вывести
на рынок собственный вертолет. Каковы перспективы у такого проекта, и
на каких рынках он будет востребован.
Еще десять лет тому назад (в 1999-2002)
годах конструкторское бюро "Вертикаль" разработало легкую многоцелевую
машину под названием "Ангел", на базе которой готовилась целая линейка.
Изначально ее планировали изготавливать на столичном авиазаводе
"Авиант", позже – на авиаремонтном предприятии "Завод 410 ГА" и в
конечном счете – на заводе "Тюссе" в Бородянке. Однако серийное
производство так и не удалось развернуть из-за нехватки финансирования.
Для реализации проекта требовалось порядка 100 млн грн из бюджета города
Киева. Кроме того, предполагалось строительство сети вертолетных
площадок в столице. Министерства здравоохранения, внутренних дел и
чрезвычайных ситуаций заявляли о готовности приобрести новинку. Всего
насчитывалось около 80 заказов, которые так и не были выполнены.
Хотя в 2008 году Виктор Ющенко, будучи
на посту главы государства, поручил выделить для проекта необходимые
средства. Но закончилась история банкротством КБ "Вертикаль" и уголовным
делом, которое возбудила в 2010 году Генеральная прокуратура в связи с
нецелевым использованием выделенных из госбюджета 27,2 млн грн.
Кроме того, в нашей стране выпускается
легкий вертолет АК 1-3, разработанный конструкторским бюро "Аэрокоптер".
Эта машина в 2006 году получила сертификат типа в Государственной
авиационной службе и используется для обучения пилотов в Кременчугском
летном колледже. Она также вызывает интерес на рынках ЮАР, Персидского
залива, Китая и Узбекистана. Разработкой вертолетов занимался даже
днепропетровский "Южмаш".
Имени Богуслаева
Безусловно, в таких условиях не могла оставаться в стороне и компания
"Мотор Сич", которая, по оценкам специалистов, занимает четвертое место в
мире на рынке вертолетных двигателей после Turbomeca, Pratt&Whitney
и Rolls Royce. Еще в начале 2000-х годов руководитель предприятия
Вячеслав Богуслаев заявлял о планах создать собственный аппарат.
Изначально в качестве базовой машины был выбран Ка-226 с двигателем
АИ-450. Однако после демарша россиян, которые предпочли американские
силовые установки для этой техники, "Мотор Сич" охладела к этому проекту
и обратила внимание на Ми-2.
Сегодня предприятие снова заявляет об
амбициозных планах по созданию собственного вертолета. Правда, делать
это обещает постепенно, начиная с модернизации старых машин путем
установки новых двигателей. Работы будут проводиться с Ми-8 и Ми-2. "В
Виннице остался со времен Советского Союза довольно крупный по своим
возможностям авиаремонтный завод. Там ранее проводился капитальный
ремонт самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2. Так как у нас программа
вертолетостроения, первый этап – это модернизация Ми-8 и Ми-2.
Превращение с помощью модернизации и ремоторизации Ми-2 в МСБ-2 ("Мотор
Сич Богуслаев-2" – ред. ЦТС) и Ми-8 – в Ми-8 МСБ. Как раз модернизацию
вертолета производит уже сегодня успешно по заказу МинЧС, пограничников,
сельскохозяйственная авиация, санитарная авиация и в том числе
перевозка пассажиров. А главной задачей является создание и производство
собственного украинского вертолета", - рассказывает советник президента
"Мотор Сичи" Иван Божков.
По его словам, на Ми-2 будет
производиться замена силовых установок на новые двигатели АИ-450. Кроме
того, отметил Божков, 12 машин уже прошли модернизацию на мощностях
Винницкого завода для Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций
(МЧС) и Государственной пограничной службы. Правда, на Винницком
предприятии Центру транспортных стратегий сообщили, что ни одного Ми-2 с
новым двигателем на заводе нет. "Один вертолет, который будет
представлен на авиасалоне в Гостомеле, сейчас делается в Запорожье и еще
один – в Ростове", - сказал представитель завода. К тому же вертолет
еще не получил сертификат типа в Госавиаслужбе, а потому пока не может
выйти на рынок. Процедура займет не менее года.
Что же касается Ми-8, то в СМИ звучала
различная информация относительно того, где же будет модернизироваться
этот вертолет. Например, "Мотор Сич" обещала проводить эти работы на
мощностях Оршанского авиаремонтного завода в Беларуси. Позже звучали
заявления о том, что ремоторизацию Ми-8 проведет киевское АРП "Завод 410
ГА", тем более, что, по словам руководства АРП, уже найдены 30 корпусов
Ми-8 в надлежащем состоянии. Но, как выяснилось, запорожский
производитель двигателей уже создал под эти цели отдельную структуру в
своем родном городе, которая после модернизации приступит
непосредственно к производству. "В Запорожье создано предприятие –
"Вертолеты Мотор Сич", - которое будет производить ремоторизацию и
модернизацию вертолетов Ми-8. Это не только замена двигателя, так как
это лишь первый этап. Второй этап – это изменение системы управления
вертолетом, замена авионики на более совершенную, то есть то, что делает
вертолет комфортным. А сам корпус Ми-8, который мы покупаем, рассчитан
на столетия. Он не ржавеет. У нас основа сегодня – корпус Ми-8Т, Ми-2, а
мы его насыщаем", – сказал Божков.
Правда, процесс этот не будет быстрым,
поскольку данное направление является новым для "Мотор Сичи". "Наши
возможности не совпадают с потенциальными заказами. У нас
разворачивается сегодня модернизация, а потенциальных заказчиков
достаточно много, в первую очередь не в Украине. Ми-8 и Ми-2 очень
привлекательны и будут востребованы. Наши возможности сегодня
недостаточны, потому что работа новая. У нас только недавно создано
предприятие по модернизации Ми-8. Это не тот серийный завод, где мы
когда-то ежемесячно выпускали более 300 наименований двигателей", –
сказал советник президента предприятия.
Совместный проект?
То есть процесс создания собственной машины может затянуться, особенно
если украинский производитель решит сделать это самостоятельно. Хотя,
полагают эксперты, "Мотор Сич" все же может обратиться за помощью и
создать совместный проект с другими предприятиями. "Для реализации такой
программы "Мотор Сич", скорее всего, привлечет стратегического
партнера. Таковым в данном случае может быть только одно предприятие -
"Вертолеты России". "Мотор Сич" не обладает мощностями для обслуживания
вертолетов, а "Вертолеты России" - это единственная компания в СНГ с
собственной сетью сервисных центров. Кроме того, часть комплектующих
"Мотор Сич", скорее всего, все равно будет покупать у "Вертолетов
России", иначе продукцию для модернизации авиамашин компания будет
вынуждена изготавливать сама", – сказал Центру транспортных стратегий
старший аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина" Иван
Харчук.
Впрочем другие считают, что запорожское
предприятие все же может попытаться сделать это без поддержки со стороны
российских партнеров, хоть это будет и не так просто. "Проект не
предполагает участия российских компаний в проектировании и разработке —
планируется создать исключительно "украинский" вертолет: имеется в
виду, что корпус машины, ну, и, понятно, двигатели, будут разработаны
украинскими конструкторами. В этом-то и состоит сложность проекта, так
как исторически в СССР производство вертолетов было налажено таким
образом, что россияне разрабатывали и строили корпус вертолета, украинцы
– двигатели", – говорит старший аналитик Dragon Capital Таисия Шепетко.
Однако не следует забывать, что при
переговорах с зарубежными поставщиками россияне стараются добиться
локализации производства техники на своей территории. А потому, даже
если "Мотор Сич" и сможет самостоятельно разработать и наладить серийный
выпуск собственного вертолета, то вряд ли Россия, которая является
основным рынком сбыта для такой продукции, позволит украинскому
предприятию просто так ввозить ее в страну. Поэтому в ближайшем будущем,
"Мотор Сич", скорее всего, ограничится модернизацией старых моделей.
Тем более, что в Украине находится большое количество простаивающих Ми-8
с хорошим состоянием корпуса.
В целом же аналитики положительно
оценивают перспективы проекта в случае его успешной реализации. По их
мнению, техника будет пользоваться спросом как на внутреннем, так и на
внешнем рынках. "Перспективы у такой продукции высокие. Она может быть
востребована во всех направления экспорта "Вертолетов России" - это
Азия, Африка, Латинская Америка, и, конечно, СНГ", – говорит Харчук.
"Перспективы довольно неплохи, особенно с
учетом начала возрождения малой авиации в Украине. Первыми покупателями
и эксплуатантами (назовем их "имиджевыми"), я предполагаю, станут
украинские спецслужбы — бригады МЧС, санитарная авиация, и т.п. В целом,
после прохождения необходимых процедур сертификации, вертолет может
быть использован как в коммерческих, так и военных целях, однако не
стоит забывать, что вертолетостроение это абсолютно новый сегмент
деятельности "Мотор Сич", и ей будет непросто занять свою нишу на этом
высококонкурентном рынке", – отмечает Шепетко.