Конфликты с налоговиками случались у нефтяных
компаний «Привата» и раньше. Но никогда зимой, накануне годовых собраний
акционеров «Укрнафты»
8 января Харьковский
апелляционный хозяйственный суд по иску Минобороны Украины взыскал с ПАО
«Укртатнафта» 58 млн. грн. за систематическое уклонение должника от поставок
почти 6 тыс. т топлива для нужд украинских Вооруженных сил. Не сумевший
договориться с военным ведомством Кременчугский НПЗ «Укртатнафты» принадлежит
государству, у которого находится 43,05% акций, а также компаниям учредителя
ПриватБанка Игоря Коломойского и его партнера Александра Ярославского, за которыми
закреплено по 28% акций.
Накануне решения суда в пользу
Минобороны входящие в группу ПриватБанка массмедиа стали тиражировать данные о стартовавших в предновогодние дни
масштабных притеснениях нефтяного бизнеса этой структуры. Служба новостей
ТСН, в частности, сообщила, что налоговая милиция парализовала работу
автозаправок «Авиас», «Укртатнафта» и ANP одновременно в нескольких областях
Украины. По ее информации, 29 декабря налоговая милиция по судебному иску
потребителей, недовольных качеством бензина, изъяла для проведения экспертизы
50 т нефтепродуктов на одной из АЗС сети ANP в Харькове, за несколько дней до
этого остановила работу одной из нефтебаз в Винницкой области, а также закрыла
заправку в Черновцах. После новогодних праздников ПАО «Укртатнафта» сообщило агентству
УНИАН (входит в медиаимперию Коломойского) о создании комиссии для проверки
качества топлива, покупаемого у завода оптовыми покупателями. К участию в
работе созданной при НПЗ комиссии были приглашены работники налоговых
инстанций, службы защиты прав потребителей, а также журналисты.
Список неприятностей,
обрушившихся на компании группы «Приват», был бы неполным без упоминания о
начавшемся в январе банкротстве ее авиационных активов – компаний «АэроСвит» и
«Донбассаэро». Если смена их собственников окажется фиктивной и завершится
банальной очисткой от долгов, вполне может оказаться, что новогодний информационный шум, поднятый вокруг действий ГНСУ и заправок
«Привата», это всего лишь грамотно проведенное этой группой медийное
сопровождение псевдобанкротства авиакомпаний, собственники которых, якобы
от страха перед репрессиями власти, чинимыми на рынке нефтепродуктов, утратили
на какое-то время всякую возможность где-нибудь перекредитоваться. Даже в
собственной сети банков. А потом получили возможность перекредитоваться. Если
же активы указанных авиакомпаний перейдут к реальному собственнику, не
входящему в орбиту влияния «Привата», вполне
возможно, что аналогичная судьба в самое ближайшее время ожидает и нефтяные
активы группы.
Оправдается ли последний прогноз
о реальной смене собственника, вряд ли можно будет узнать до февраля или даже марта.
В феврале традиционно проходят очередные
годовые собрания ПАО «Укрнафта», ключевого нефтяного актива группы. 50%
акций этой нефтекомпании принадлежит НАК «Нафтогаз Украины» и управляется Минэнерго
Украины. С подачи этого ведомства компании «Привата» в 2010-2011 годах
проводили подготовку к созданию вертикально интегрированной нефтекомпании на
базе «Укрнафты» и Кременчугского НПЗ. Особого успеха в этом направлении
достигнуто не было. Даже наоборот. Итоги
минувшего 2012 года свидетельствуют о крахе государственной нефтяной политики
– трубопроводный транзит нефти через Украину за год сократился более чем на
40%, а падение переработки нефти к концу года составило более 50%.
В 2011 году падение в указанных
отраслях было трагическим, но вовсе не катастрофическим – минус 10-15%.
Трагическое можно было бы наверстать за год. Но в 2012 году этого сделать не удалось,
наоборот положение усугубилось. Ранее, в 2010 году, еще были надежды на то, что
группе учредителей ПриватБанка во главе с Игорем Коломойским в 2010-2012 годы удастся
наладить альтернативный РФ импорт нефти в Украину из Азербайджана. Но не получилось.
Вместо ожидаемых 2-3 млн. т нефти в год максимальный уровень импорта в 2010-2011
годах составил всего 1 млн. т, а к 2012
году азербайджанский импорт нефти в Украину вообще прекратился – без лишнего
шума в активной до этого киевской прессе.
В отрасли переработки два года
назад тоже имелись поводы для оптимизма, но и они исчезли. Одним из таких
поводов были намерения создать вышеупомянутую новую вертикально интегрированную
компанию, а также не реализованные планы НАК «Нафтогаз Украины» стать главным
оператором поставок сырой нефти на Лисичанский, а затем и на Кременчугский НПЗ.
Учитывая фактор грядущего
собрания акционеров «Укрнафты» и начала сложного, как правило, диалога между ее
государственными и частными акционерами, можно как угодно расценивать разгоревшиеся
страсти между налоговиками и нефтетрейдерами Игоря Коломойского. Можно также только
гадать, почему именно «под елочку», а не
к 8 марта вдруг обострились отношения между его
компаниями-авиаперевозчиками и его же компаниями-кредиторами, которые, к слову
сказать, обострились не за один день и не за один месяц. Это, в конце концов,
вполне может оказаться очередным многоходовым шоу с целью
рекрутинга новых сил при поддержке «Привата» в украинских властных структурах.
Или наоборот, началом реальной подготовки Коломойского к битве с конкурентами
за распределение долей в обещанном, но так и не проведенном объединении
«Укрнафты» и Кременчугского НПЗ. Но, в отличие от этих и других вариантов,
главный итог заключается в том, что и в том и в другом случае с учетом времени,
потраченного на внутрипартийные и межклановые разборки, власть явно не успеет к
грядущим президентским выборам наверстать грандиозную рецессию, которая за
2011–2012 годы катастрофически истощила украинский транзит и переработку нефти.
А ведь многие в украинской власти,
просчитав подобные незавидные перспективы, всегда готовы спросить за упущенные
шансы уже сегодня. И кстати, не у одного Игоря Коломойского, просто он, как
говорится, больше других сидит дома в Швейцарии.