В конце прошлой недели «Укрзалізниця» сообщила,
что в 2014 г. планирует приобрести у Крюковского вагоностроительного
завода (КВСЗ) 50 пассажирских вагонов и 15 дизель-поездов.
«По предварительным расчетам, на приобретение 50 пассажирских вагонов
понадобится около 725 млн грн, а на закупку 15
дизель-поездов — более 900 млн грн», — сообщил перевозчик.
КВСЗ специализируется на выпуске грузовых и пассажирских вагонов.
До недавнего времени предприятие производило примерно 30 тыс. грузовых
вагонов в год. Однако из‑за потери основного рынка сбыта —
России — завод по итогам 2013 г. сократил выпуск грузовых вагонов
до 5,3 тыс. Вместе с тем было увеличено производство
пассажирских — на 7,2 % (до 74 единиц). Поэтому
на предприятии рады любым, даже относительно небольшим (по прежним
меркам) заказам. По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, заказ на 1,6 млрд грн — это 40 %
от ожидаемого годового дохода предприятия в нынешнем году.
Гарантии приобретения
Согласно сообщению «Укрзалізниці», планируется, что закупка будет происходить
за счет привлеченных средств европейских и американских финансовых
организаций под государственные гарантии. Раньше метод привлечения
финансирования под госгарантии, как отметил Адрейченко, госперевозчик
не использовал. По его словам, другим инфраструктурным компаниям,
например «Укравтодору», правительство неоднократно предоставляло госгарантии
для привлечения средств. «Вероятность того, что «Укрзалізниця» найдет
деньги, становится намного выше, если правительство даст гарантии. Кроме того,
это возможность привлечь кредит под более низкие процентные
ставки», — добавил аналитик.
Новое производство
Ранее Крюковский вагонзавод не производил дизель-поезда.
В 2013 г. на предприятии допускали, что приступят
к их разработке, однако под это должен быть государственный
заказ. «По подобной схеме КВСЗ вложил 250 млн грн в создание
скоростного поезда, но теперь «Укрзалізниця» не покупает его», —
рассказал Адрейченко. Сейчас, по мнению эксперта, КВСЗ будет требовать
серьезных гарантий, чтобы не попасть в такую же ситуацию,
как со скоростными поездами.
В Украине технология производства дизель-поездов освоена
на «Лугансктепловозе», который принадлежит российскому «Трансмашхолдингу».
По словам Андрейченко, у «Укрзалізниці» могло быть несколько причин,
чтобы не размещать заказ на «Лугансктепловозе». «Во-первых,
у предприятия российский собственник. Во-вторых, могли быть вопросы
к уровню локализации производства и использованию современных технологий», —
полагает аналитик.
Глава пресс-службы «Лугансктепловоза» Владимир Спектор сообщил «Капиталу»,
что у предприятия есть возможность выпускать дизель-поезда, однако
сейчас их не производят. «Все выпущенные на заводе дизель-поезда
предназначались для «Укрзалізниці». За девять лет было выпущено шесть
составов дизель-поездов, которые работают на Одесской, Львовской
и Донецкой железных дорогах», — уточнил он. Намерение разместить
заказ на дизель-поезда на Крюковском вагонзаводе Спектор связывает
со сложной политической ситуацией в стране.
Обязанность государства
Согласно закону «О железнодорожном транспорте», средства
на закупку пассажирского подвижного состава должны выделяться
из госбюджета. Однако, как не раз сообщала «Укрзалізниця»,
за годы независимости денег на приобретение пассажирских вагонов так
и не было предоставлено. Всего же в течение 20 лет
за собственные средства железнодорожники закупили лишь 561 вагон
для пассажиров.
Как указал Андрейченко, последний раз подвижной состав обновлялся
в 2010 г. Тогда был закуплен 21 пассажирский вагон, которые КВСЗ
произвел для «Укрзалізниці» еще в 2008 г. По сравнению
с этим грузовых вагонов было закуплено в разы больше. Причина
в том, что именно от грузовых перевозок госмонополист получает
основной доход, с помощью которого дотирует убыточные пассажирские
перевозки.