«Мотор Сич» предлагает странам Евросоюза купить новый турбовальный
двигатель МС-500В своего производства. «Обсуждаем с польскими партнерами
возможность оснащения нашим двигателем европейской вертолетной техники,
которую планируется собирать в рамках кооперации с европейцами
в Польше», — сообщил представитель руководства «Мотор Сичи».
Предполагается, что и двигатель мощностью 950 л. с. запорожцы будут
собирать в кооперации с польской компанией PZL Swidnik. Для этого
возобновлен процесс сертификации МС-500В. Получение сертификата
ожидается в августе текущего года. Пока нельзя с уверенностью сказать,
какое количество двигателей захочет приобрести польский партнер
и захочет ли вообще.
Россия отказалась
МС-500В «Мотор Сич» начала разрабатывать для России еще в 2010 г.
после подписания лицензионного соглашения на его производство. Двигатель
предназначался для новых легких учебных российских вертолетов «Ансат».
Они призваны были заменить американские силовые установки PW-207
компании Pratt & Whitney, которыми оснащены российские вертолеты.
Речь шла о поставке 370 единиц, что обеспечило бы украинскому
производителю выручку свыше $ 400 млн.
Но в 2011 г. компания «Вертолеты России» отказались от продукции
«Мотор Сичи», решив оборудовать свой «Ансат» канадскими моторами
РW-207K, хотя уже в 2012 г. украинские двигатели должны были стоять
на 20 российских машинах. В российской прессе говорилось, что канадские
аналоги оказались дешевле МС-500В на 40 %, что заставило россиян отдать
им преимущество. Тогда «Мотор Сич» решила переубедить российскую сторону
все же взять наши двигатели, предложив долю в проекте в размере 85 %
(против 15 %, которые оговаривались ранее). Но этот аргумент
не переубедил «Вертолеты России». С тех пор доля российских заказов
в общей структуре «Мотор Сичи» снизилась с 50 % до 30 %, а экспорт
украинской продукции в страны Азии стал расти.
Важность проекта
По словам старшего аналитика компании «АРТ Капитал» Алексея
Андрейченко, для украинского предприятия МС-500В имеет большое значение:
его разрабатывали собственные инженеры компании, в отличие от других
вертолетных двигателей. В частности, АИ-450 создавался в КБ «Прогресс»
(Запорожье), а главный серийный вертолетный двигатель ТВ3–117 появился
в КБ «Климов» (Санкт-Петербург, Россия). После отказа «Вертолетов
России» «Мотор Сич» пыталась найти применение этим двигателям
в Юго-Восточной Азии и Украине. По другим серийным двигателям — ТВ3–117,
Д-436–148, Д-436ТП, АИ-222–25, Д-136 — сотрудничество с Россией
продолжается, добавил эксперт.
Что интересно Европе
Из указанных двигателей в Европе в небольших количествах может быть
интересен ТВ3–117 для ремоторизации вертолетов Ми-8, считает
Андрейченко. Остальные двигатели предназначены для самолетов
и вертолетов, которые не используются в Европе. У «Мотор Сичи» есть
другие наработки, которые на сегодняшний день не являются серийными,
например МС-14 для легкомоторных самолетов, который теоретически может
быть использован на европейских летательных аппаратах. Завод также может
направить усилия на продвижение своих передвижных электростанций
в Европу, однако на данный момент этот вид продукции не является
основным для предприятия. Основной спрос на такую продукцию наблюдается
в газодобывающих регионах России и Средней Азии.
Заменой назвать трудно
Президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев не намерен отказываться
от сотрудничества. «Никакие рынки мы не покидаем и на другие
их не меняем, это все глупости», — в сердцах бросил он журналисту
«Капитала». По его словам, компания работает в 120 странах мира
и старается в них закрепиться. «Мы боремся за каждую единицу
реализованной продукции. Новые рынки надо отвоевывать. Мы же пытаемся
закрепиться на тех рынках, где нам доверяют, нас хорошо знают. И Россия,
и Китай, и Судан не перестанут быть нашими рынками сбыта», — отметил
Богуслаев.
Говорить о том, что «Мотор Сич» начала диверсификацию поставок, пока
рано, считает и Алексей Андрейченко. «Просто появилась возможность более
предметно провести переговоры с польскими коллегами на фоне потепления
наших отношений», — пояснил эксперт.
Польша, как и бывшие страны Восточной Европы, уже закупала продукцию
«Мотор Сичи» вместе с российскими вертолетами Ми-8. Сегодня, помимо
замены отработанных двигателей, завод планирует расширить сотрудничество
поставками своего перспективного двигателя для польских вертолетов.