Компания «Регионпродукт-Украина» намерена до 2015 г. построить
вертикально интегрированный комплекс по производству утиного мяса
в Черниговской области. Об этом говорится в сообщении
Черниговской областной государственной администрации. В комплекс войдут
утиная ферма, комбикормовый завод, элеватор, инкубатор, цех убоя и биогазовый
завод. При выходе комплекса на полную мощность объемы производства
утиного мяса составят 24 тыс. т в год.
Согласно информации, предоставленной «Капиталу» пресс-службой Черниговской ОГА,
инвестором проекта является группа «Креатив», а «Регионпродукт-Украина»
выступает заказчиком строительства объекта.
Не первая попытка
В прошлом году группа «Креатив», один из крупнейших производителей
масложировой продукции в Украине, заявляла о планах строительства
утиной фермы на 10 млн голов в Кировоградской области. Тогда
инвестиции в проект оценивались в € 100 млн. Планировалось,
что часть производимой продукции будет реализовываться на внутреннем
рынке, часть — экспортироваться на Ближний Восток
и в Китай. Сейчас ход реализации проекта в «Креативе»
не комментируют.
Однако, по словам менеджера консалтинговой компании, пожелавшего
остаться неназванным, кировоградский проект не был реализован из‑за протестов
местных жителей.
Большие риски
Промышленного производства утиного мяса в Украине практически нет,
говорит председатель Совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины»
Александр Бакуменко. «Предложение утятины совсем небольшое, основная ее часть
производится в частных фермерских хозяйствах», — говорит эксперт
аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алина Жарко.
По подсчетам генерального директора консалтинговой компании
Pro-Consulting Александра Соколова, уровень потребления утиного мяса не превышает 4,5‑5 % от общего объема мяса птицы
(в 2013 г. он составил 1,3 млн т).
Заработать на утином бизнесе достаточно сложно. Владелец утиной фермы
в Василькове (Киевская обл.) Олег Бондарь рассказал «Капиталу»,
что в прошлом году смог продать только первую партию выращенных
уток — 1,5 тыс. «Не хочу даже слышать об этом бизнесе.
Торговые дома обещали, что выкупят и следующие партии, но спроса
не было», — рассказывает Бондарь. Поэтому бизнесмену пришлось
самостоятельно ездить по столичным ресторанам и предлагать свою
продукцию. «Я сотрудничал с ресторанами. Просто привозил, показывал
свой продукт, и они покупали. Но спрос все равно минимален», —
сетует он. Причины отсутствия спроса на утятину как Бондарь, так
и Бакуменко видят в низкой платежеспособности населения. «Спрос
перебивает дешевое куриное мясо. Если килограмм курятины стоит 22‑25 грн,
то утку я продавал по 50 грн за кг», — говорит
Бондарь.
Жарко отмечает, что производство утятины может стать перспективным
направлением бизнеса для «Регионпродукт-Украина» только в том случае,
когда уровень доходов украинцев повысится.