Попытки украинских властей запретить поставки в Российскую Федерацию
товаров двойного назначения вовсе не стали помехой для продаж
двигателей запорожского АО «Мотор Сич» в эту страну. Как заявил
в ходе «Гидроавиасалона-2014», проходившего с 4 по 7 сентября
в Геленджике (РФ), президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев, ограничения
коснулись только поставок для нужд Минобороны РФ. По его словам,
перенос производства продукции предприятия в Россию не планируется,
но рассматривается вариант создания совместных предприятий по выпуску
авиационных двигателей. «Никаких запретов со стороны Украины
в отношении поставок любой продукции для исполнения Россией
контрактов в третьи страны не существует. Есть запрет
на продукцию, если она используется
Интересно, что председателю наблюдательного совета «Мотор Сичи»
Анатолию Малышу, как он сам об этом заявил в разговоре
с «Капиталом», ничего не известно об идее создания СП в России.
Не знают о планах Богуслаева и в Объединенной
двигательностроительной корпорации (ОДК), тесно сотрудничавшей с «Мотор
Сиччю». По словам пресс-секретаря ОДК Анастасии Денисовой,
на сегодняшний день стороны ограничиваются лишь совместной эксплуатацией
инженерного центра. Напомним, в марте 2014 г. ОДК и «Мотор Сич»
создали «Международный инженерный центр», целью которого является координация
разработок двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации.
За что боролись
Еще в июне первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заявлял,
что президент Петр Порошенко на заседании Совета национальной
безопасности и обороны (СНБО) запретил сотрудничество с Россией
в сфере военно-промышленного комплекса. Затем последовали сообщения
с российской стороны якобы о планах Богуслаева перенести производство
двигателей на российскую территорию или в третью страну, чтобы
сохранить рыночные позиции предприятия. Но уже тогда в «Мотор Сичи»
стали опровергать такие заявления, а Министерство финансов Украины
утверждало, что поставки двигателей украинской компании в Россию
приостановлены. Тем не менее, официальный документ, запрещающий
экспорт товаров военного назначения и двойного пользования в РФ
с целью их военного конечного использования, появился только 27
августа.
на $1,2 млрд заключила контракт «Мотор Сич» с российской стороной и обязана
его выполнить до 2016 г.
Отраслевые эксперты указывают, что у государства не было
другого выхода, так как двигатель украинского завода мог поставляться
на российский рынок якобы для гражданского транспорта,
а по факту использоваться для военной техники. В «Мотор
Сичи» утверждают, что такое развитие событий исключено. Анатолий Малыш
пояснил, что на этот счет существует официальный документ — сертификат
конечного пользователя, нарушение которого грозит исками в международных
судах. «Если двигатель заказан для той или иной страны, то он
никогда не будет использоваться для Минобороны РФ», — утверждает
Малыш.
Не в радость
Партнеры «Мотор Сичи» в Украине раскритиковали намерение Вячеслава Богуслаева
развивать сотрудничество с Россией на территории федерации.
По словам генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, Богуслаеву
нужно думать прежде всего об интересах государства,
а не расширять свой бизнес в РФ и пытаться обойти запрет
на поставки продукции на российский рынок. «Сегодня «Антонов»
рассматривает возможность остановить деятельность совместного предприятия
с Объединенной авиастроительной корпорацией на российском
рынке, — говорит он. — В условиях войны наличие такого СП будет
неправильным по отношению к нашему государству. Мы и дальше
будем продавать комплектующие для российских коллег, но уже
не в рамках совместной компании».
По словам старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея
Андрейченко, «Мотор Сич» зачастую поставляет в Россию сложным
составление четкого списка запрещенных товаров. Если сам двигатель легко
вписать в список, говорит эксперт, то все запчасти намного сложнее.
«Россия в будущем может обойтись и без продукции «Мотор Сичи»
за счет увеличения производства двигателей (до 600 шт. в год)
на мощностях ОАО «Климов». Впрочем, сейчас это предприятие может выпускать
менее половины необходимого объема, а чтобы полностью покрыть спрос,
понадобится два-три года», — говорит он. Аналитик считает, что СП
даст возможность временно удовлетворять спрос РФ за счет продукции
из Украины, а также без форсирования событий повышать
собственные мощности. Тогда как «Мотор Сич» сможет спокойней выполнять
свой пятилетний контракт.