Запорожский завод «Мотор Сич», один из крупнейших в мире
производителей двигателей для авиатехники, в III квартале
2014 г. получил убыток в размере 8,86 млн грн. Годом ранее
за тот же период предприятие заработало 166 млн грн.
Низкий полет
В самой «Мотор Сичи» пообещали прокомментировать финансовые результаты
позже. Эксперты указывают, что завод сократил прибыль за счет неких
затрат в 1,03 млрд грн, в которых отображается
себестоимость реализации инвестиций и необоротных активов, а также убытка
от их уценки, в том числе из‑за курсовой разницы. Скорее
всего, компания потеряла эти средства на операциях с ценными
бумагами, считает старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей
Андрейченко. В III квартале 2014 г. «Мотор Сич» снизила выручку
в долларовом эквиваленте на 20 % по сравнению
с июлем-сентябрем 2013 г. — до $ 204 млн,
подчеркнул он.
Генконструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива, комментируя «Капиталу» положение
дел предприятия-партнера, предположил, что на доходы «Мотор Сичи»
повлияло осложнение торговых отношений с Россией, в частности, запрет
поставок продукции для Минобороны РФ. Слабые результаты работы
запорожского предприятия могут объясняться и тем,
что для сохранения своих позиций на российском рынке оно пошло
на снижение стоимости продукции, полагает глава аналитического
департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. По мнению
специалистов, свою роль сыграло и сокращение поставок двигателей
для Ан-140. Кроме того, в августе сообщалось, что российские
авиастроители срывают сроки поставки Ан-148 из‑за недопоставок украинским
заводом двигателей Д-436‑14. «Поставки двигателей могли задерживаться, так
как лопатки для них производятся в охваченном боевыми действиями
Снежном», — объясняет Андрейченко.
Тающая выгода
Чурин полагает, что «Мотор Сич» сможет сохранить свое присутствие
в России, которая пока не в состоянии самостоятельно покрывать
потребности в продукции предприятия. Впрочем, добавляет он, если вмешается
политика и украинскому заводу запретят поставки в РФ, выручка может
упасть вдвое (за 9 месяцев 2014 г. доход компании составил 7,2 млрд
грн).
В следующем году тенденция падения выручки, вероятно, сохранится,
считает Андрейченко, указывая на то, что Россия будет уделять меньше
внимания программам производства Ан-140 и Ан-148 на фоне разногласий
Киева и Москвы. Также снизятся поставки компонентов украинского
предприятия для вертолетных двигателей, так как Россия
задекларировала двукратное увеличение выпуска двигателей для армии,
изготовленных только из российских комплектующих. Аналитик предполагает,
что падение в России может быть частично покрыто поставками
вертолетов для ВСУ и Нацгвардии.14 октября «Мотор Сич» получила
госзаказ на поставку 13 вертолетов. По оценкам экспертов, сумма
контракта могла составить около $ 70 млн. Сотрудничество
с государством может быть продолжено. Недавно посетив завод, президент
Петр Порошенко подтвердил, что государство будет оказывать поддержку
отечественному производителю, а также помогать ему выходить
на мировые рынки. Улучшить ситуацию могут также заказы двигателей Китаем
для учебно-боевых самолетов L-15, говорит Андрейченко. В «Мотор Сичи»
ранее заявляли о планах поставлять в КНР по 40 двигателей в
год.
«Мотор Сич» уже давно могла бы завоевывать рынок Европы,
но до сих пор не получила европейские сертификаты, указывает
Кива. Это не дает возможности и «Антонову» продавать на этих
рынках самолеты, так как их не сертифицируют отдельно
от двигателей. Финрезультаты «Мотор Сичи» разочаровали и инвесторов.
В минувшую пятницу стоимость акций компании упала на 0,5 %
при общем росте индекса Украинской биржи на 0,8 %.