На
днях государство прекратило денежные взаимоотношения с одними из
ключевых энергогенерирующих компаний страны – «Востокэнерго» и
«Донбассэнерго». Финансовое обескровливание может парализовать работу
этих предприятий, тем самым положив начало минимизации влияния
энергетического холдинга «ДТЭК».
Повод для пересмотра условий работы
энергорынка появился у чиновников еще в прошлом году, когда часть
районов Донецкой и Луганской областей вышла из-под контроля центральной
власти со всей находящейся на их территории производственной и
энергетической инфраструктурой. Для того чтобы не финансировать
сепаратистов через счета этих предприятий, Кабмин решил эвакуировать их
вместе с работниками и документацией на подконтрольную территорию.
Для топливно-энергетического комплекса это
выразилось в приказе Минэнергетики №841 от 25 ноября 2014 года, в
соответствии с которым подведомственные объекты были обязаны «остановить
финансово-хозяйственную деятельность в зоне АТО». Но это поручение было
выполнено лишь формально: донецкие и луганские производственники просто
юридически перерегистрировались в свободные от оккупантов города
страны, при этом физически оставшись под контролем бандформирований.
В таких условиях страна жила вплоть до
последнего времени. Но когда в свете последних событий стало ясно, что
оперативного восстановления контроля над Донбассом не будет, власть
решила посадить захваченные районы на экономический сухпаек. В рамках
этой стратегии Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики издала
постановление №158 от 2 февраля, которым запретила ГП «Энергорынок»
проводить расчеты с энергогенерирующими предприятиями (ТЭС, ТЭЦ, ВЭС),
находящимся на неподконтрольных Украине территориях.
На днях, 13 февраля, этот документ был
отменен решением Окружнонго админсуда Киева, что вызвало бурю
негодования в прессе, а вслед за ней – и в правительстве. В итоге
«гордиев узел» был разрублен премьер-министром Арсением Яценюком,
который 17 февраля официально поручил прекратить перечисление средств за
электроэнергию, произведенную предприятиями на территории,
подконтрольной пророссийским боевикам.
С формальной точки зрения глава Кабмина не
прав, ведь он создает дискриминационные условия для участников
энергорынка, оказавшихся заложниками боевых действий. Но обвинять
премьера в превышении своих полномочий никто не рискнет. Во-первых,
потому что в ТЭК действует режим чрезвычайного положения (согласно
распоряжению Кабмина от 14 января 2015 года №36-р), позволяющий власти
вручную управлять энергокомплексом. Во-вторых, нужно отдавать себе отчет
в том, что уровень оплаты за электроэнергию от потребителей из зоны АТО
равен нолю, и государство не может до бесконечности за свой счет
компенсировать эти потери (0,8-1 млрд. грн./месяц) местным
энергокомпаниям.
Формально решение Кабмина о сворачивании
расчетов за ток касается 4-х из 14 теплоэлектростанций: Углегорской
(входит в состав «Центрэнерго»), Старобешевской («Донбассэнерго»), а
также Зуевской и Луганской («Востокэнерго»). Несмотря на то, что все эти
ТЭС подчиняются энергокомпаниям, каждая станция является отдельно
взятым юридическим лицом, а значит в адресном блокировании перечисления
средств на их счета (без паралича материнской структуры) не будет
никаких проблем.
Вопрос заключается в другом: отказ
рассчитываться с «элементами» тепловой генерацией, означает, что эти
самые «элементы» де-юре выводятся за орбиту украинского энергорынка.
Больше всего от этого пострадает донецкий миллиардер Ринат Ахметов, в
сферу влияния которого входит 3 из 4-х вышеупомянутых ТЭС
(Старобешивская, Зуевская и Луганская). Ведь в связи с происходящим
основатель группы «ДТЭК» теряет статус крупнейшего производителя
электроэнергии в стране. А этой ситуацией могут воспользоваться
конкуренты и попытаться вывести представителей энергохолдинга ключевого
органа ТЭК - Совета энергорынка, тем самым лишив его последнего
административного форпоста.