Акції продадуть на публіку
Источник: "Коммерсантъ
Украина", № 114 (1817), 11.07.2013
Автор: Николай Максимчук
Местным компаниям предлагают размещаться на "Украинской бирже"
"Украинская биржа" пытается оживить биржевой рынок с помощью проведения
первичных размещений акций небольших компаний. Предполагается, что уже до конца
года первый эмитент сможет привлечь свыше $1 млн при продаже инвесторам минимум
15% своих акций. Основная проблема реализации нового проекта — дефицит
платежеспособных инвесторов и низкая корпоративная культура потенциальных
эмитентов, отмечают участники рынка. Именно поэтому в Украине до сих пор не
проводятся IPO.
Участники фондового рынка ищут способы активизировать стагнирующий сегмент
торговли акциями. "Украинская биржа" (УБ) объявила о планах создать площадку,
которая позволит компаниям получать капитал с помощью первичного размещения
акций (IPO). Новый для рынка механизм привлечения инвестиций в предприятия
Украины председатель правления "Украинской биржи" Олег Ткаченко в понедельник
представил чиновникам Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку
(НКЦБФР). Уже на следующей неделе этот проект рассмотрит биржевой совет УБ.
Эмитентов будут привлекать "демократичными" правилами. В презентации УБ
говорится, что к компаниям будет выдвинут ряд требований: функционирование
минимум год; оценочная стоимость 8 млн грн; такая же плановая сумма привлечения
от размещения акции; трехлетний бизнес-план; наличие политики корпоративного
управления; публичная форма собственности; готовность иметь free float не менее 15-25%. Для поддержки котировок потребуется маркетмейкер. Положение НКЦБФР "О
функционировании фондовых бирж" определяет для акций первого уровня листинга
обязательную капитализацию, стоимость активов и оборот минимум 100 млн грн,
трехлетнюю историю, а также free float минимум 15%.
Идея запуска такой площадки не является новой. На Варшавской фондовой бирже с
2007 года функционирует альтернативная площадка New-Connect. На ней размещаются
акции компании с капитализацией до $5 млн. На Московской бирже работает
электронная информационно-торговая система для привлечения капитала
перспективными непубличными компаниями инновационного сектора стоимостью от $1
млн — IPOboard. По словам Олега Ткаченко, в России проведение IPO стимулируется
государством. Стоимость размещения (аудита, сопровождения) на IPOboard для
компаний составляет 1-7% от привлеченных средств.
Олег Ткаченко считает, что "Украинская биржа" технически готова к запуску
проекта, необходимо лишь изменение внутренних документов, а также проведение
мероприятий по привлечению широкого круга инвесторов. "Никаких изменений
законодательства не требуется. Я не исключаю, что мы упростим и ускорим процесс
регистрации эмиссии акций для компаний, которые будут проводить публичные
размещения",— сообщил член НКЦБФР Анатолий Амелин. Господин Ткаченко ожидает
первое IPO до конца 2013 года.
Член правления Профессиональной ассоциации корпоративного управления Оксана
Параскева отметила, что заинтересовать эмитентов можно наличием реальных
покупателей на их акции, низкой стоимостью услуг по проведению размещения и
недорогим сопровождением компании после IPO. "Важно, чтобы торговец после того,
как выведет компанию на биржу и получит свои комиссионные, не забыл об эмитенте.
На сегодняшний день ни биржа, ни торговцы не стимулируют эмитент улучшать свою
качественную составляющую",— считает госпожа Параскева. "У большого количества
компаний острый дефицит средств, и они формально подходят по большинству
критериев. Это можно решить в личных отношениях с собственниками",— сказал один
из трейдеров.
Директор компании SP Advisors Ник Пиацца считает, что в Украине мало
компаний, которые захотят преобразовываться в публичные акционерные общества и
раскрывать информацию о своей прибыли. Среди интересных компаний для размещения
на бирже младший партнер дилингового центра "4traders" Юрий Розгонюк называет
производителя продуктов под ТМ "Торчин" (швейцарская компания Nestle),
минеральной воды "Моршинська" (IDS Borjomi), а также интернет-магазин Rozetka.ua
(частный бизнес). В основном речь идет о сегменте FMCG, отсутствующем на бирже.
Инвесторов для одного размещения можно найти, но дальнейшая судьба проекта
будет зависеть от средств негосударственных пенсионных фондов, которые на
развитых рынках являются одними из основных участников IPO. "В Польше сначала
запустили пенсионные фонды и вокруг них создавали рынок капитала, а у нас
пытаются сделать наоборот — строят финансовый рынок без инвесторов,— говорит Ник
Пиацца.— Если делать рынок капитала без пенсионных фондов, то он будет очень
спекулятивным — частный инвестор не вкладывает деньги на длительный срок".