Четверг, 5 июля 2012
"Азовмаш" удобряет свой бизнес
Компания "Азовмаш", до сих пор
специализировавшаяся на производстве грузовых полувагонов и цистерн,
решила наладить выпуск вагонов для перевозки минеральных удобрений.
Сейчас на рынке СНГ начался спад спроса на грузовые полувагоны, и
компания своевременно осваивает новый сегмент, отмечают эксперты. Тем
более что в ближайшие пять лет, по их оценкам, будет обновлено порядка
45% парка этих вагонов в СНГ, что составит около $1,5 млрд. Однако
получить свою долю в этом сегменте "Азовмаш" сможет только за счет более
низкой цены, а также если качество его продукции будет не хуже, чем у
конкурентов, считают эксперты.
"Азовобщемаш" получил сертификат соответствия
от российского Регистра сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте на вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений, сообщили
вчера в "Азовмаше", владеющем предприятием. В пресс-службе компании
уточнили, что сертификат дает возможность запустить серийное
производство нового типа вагонов. "У нас есть несколько заказчиков из
России на этот тип вагонов",— отметили в пресс-службе, отказавшись
назвать потенциальных партнеров.
Объем заказа и планы по выпуску вагонов на
предприятии, а также инвестиции в проект в компании не комментируют.
Однако средства для развития у компании могли появиться за счет сделки,
благодаря которой "Азовмаш" получил нового инвестора. Народный депутат
Юрий Иванющенко и члены его семьи в прошлом году выкупили 25% акций у
президента предприятия Александра Савчука. Эксперты оценивали покупку в сумму порядка $175 млн.
По словам гендиректора российского агентства
"Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, в "Азовмаше" приняли
правильное решение по расширению сегмента производства вагонов,
поскольку с недавнего времени в СНГ сокращается спрос на самый
популярный в последние годы сегмент — полувагоны. Он приводит пример,
что в РФ за предыдущие два месяца новые контракты не полувагоны не
заключались. Сейчас по итогам четырех месяцев 2012 года отмечается рост
производства полувагонов на 14%. "Однако уже через 3-6 месяцев, когда
заводы выполнят заказы с прошлого года, темпы производства снизятся",—
ожидает старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко.
Спрос на вагоны для перевозки минеральных
удобрений за последний год, напротив, вырос на 20%, добавляет эксперт.
"При этом он все еще далек от пика 2006 года, когда в год закупалось 4,5
тыс. таких вагонов",— говорит господин Андрейченко. По его словам,
скорее всего "Азовмаш" будут развиваться в сегменте минераловозов с
большим объемом, так как, например, аналоги вагона украинского завода,
рассчитанного на 112 кубометров, предлагаются только Брянским заводом.
По подсчетам Михаила Бурмистрова, в СНГ парк
вагонов-хопперов, предназначенных для перевозки минеральных удобрений,
сейчас насчитывает 45,4 тыс. "Из них порядка 40-45% в ближайшие пять лет
необходимо обновить — они подошли к максимально допустимому сроку
эксплуатации",— говорит эксперт. По его словам, исходя их средней
стоимости такого вагона в $75 тыс., общие затраты на такое обновление
составят около $1,5 млрд.
По данным "Infoline-аналитика", объем рынка
вагонов-хопперов в СНГ, предназначенных для перевозки минеральных
удобрений, в 2011 году составил 2,86 тыс. Крупнейшими производителями
являются Брянский машзавод (за пять месяцев 2012 года произвел 450),
Стахановский вагоностроительный завод (450) и Могилевский
вагоностроительный завод (110).
Конкуренты "Азовмаша" считают, что
предприятие сможет занять свою нишу на рынке, правда, необходимо будет
применять агрессивную маркетинговую политику, чтобы конкурировать с
традиционными производителями. "Завод выпускает такие вагоны уже 20 лет,
и наши клиенты уверены в качестве продукции",— говорит
высокопоставленный источник "Ъ" на Стахановском вагоностроительном
заводе. По его словам, многое будет зависеть от качества продукции, но
скорее всего в начале продаж "Азовмашу" придется предложить более низкую
стоимость продукции по сравнению с конкурентами, чтобы завоевать рынок.
В Украине, по мнению специалистов, такие
вагоны будут востребованы среди предприятий, производящих карбамид, в
частности компаний, входящих в холдинг Ostchem, объединяющий химические
активы бизнесмена Дмитрия Фирташа. Гендиректор Ostchem Александр Халин
говорит, что его компании будет интересно сотрудничать с "Азовмашем" по
закупке минераловозов. "Если соотношения цены и качества будут лучше,
чем у конкурентов, мы готовы с ними работать. У нас есть желание
обновить свой парк, потому что наличие собственных вагонов-хопперов
делает наши логистические цепочки более стабильными и независимыми",—
говорит он.