Предприятие пока не остановлено, но вынуждено перепрофилироваться "на
выпуск других видов продукции", иными словами - уйти с рынка. Завод
вынужден идти на этот шаг, чтобы "спастись", уверяет руководство
Луганской облгосадминистрации.
Официально объявлено о предстоящих сокращениях персонала. В этом году планируется уволить 15% работников, в 2013-м - еще 10%.
Руководство предприятия планирует распродать принадлежащие заводу
земельные участки, здания, сооружения, оборудование. Есть данные о
сокращении половины производственных мощностей.
Даже в масштабах государства такое резкое уменьшение производства на
"Лугансктепловозе", одном из крупнейших в стране промышленных
предприятий, - событие из ряда вон выходящее.
Что же говорить про депрессивную Луганскую область с закрытыми шахтами и вымирающими шахтерскими поселками!
Казалось бы, в преддверии выборов власти должны немедленно броситься
на спасение даже не градо-, а регионообразующего предприятия.
Но нет: центральная власть делает вид, что ничего не происходит, а
местные чиновники всего лишь… пообещали "подумать" (!), как
трудоустроить выброшенных на улицу людей.
Недавно назначенный директор "Лугансктепловоза", который
позиционируется как антикризисный менеджер, в официальных интервью
"оптимистично" заявлял:
"Нужно бороться, никогда не киснуть и не жаловаться. Каждая неудача,
сложная ситуация в жизни закаливает тебя. Все, что нас не убивает,
делает сильнее".
Однако факты свидетельствуют, что речь идет как раз об убийстве, а не усилении легендарного предприятия.
"Лугансктепловоз" был основан еще в 1896 году немецким
промышленником. В годы индустриализации, в 1928-1933 годах, завод
реконструировали. В советское время на "Лугансктепловозе" работало
несколько десятков тысяч человек. Наверное, в каждой луганской семье был
работник этого завода.
Еще недавно ничто не предвещало катастрофы. Сообщалось о планах по
вложению миллионных инвестиций в развитие завода. Руководство
"Лугансктепловоза" заявляло о готовности предприятия осваивать новую
технику.
"Лугансктепловоз" собирался создать новые модели межрегиональных
дизель- и электропоездов с перспективой начала их эксплуатации накануне
"Евро-2012". Однако украинское правительство предпочло взять 261 млн
долл в кредит у южнокорейского Эксимбанка и купить импортные Hyundai.
Правда, надежда еще теплилась: высокопоставленные чиновники сообщали о
планах развернуть производство скоростных поездов в Украине. Однако и
тут "Лугансктепловозу", как выяснилось, ничего не светит.
По информации мэра Дружковки, в качестве возможной базы для
производства электропоездов Hyundai рассматривается другое предприятие -
принадлежащий СКМ Дружковский машиностроительный завод в соседней
Донецкой области.
Компания Рината Ахметова опровергла это заявление, но оптимизма
луганчанам это не прибавило: про "Лугансктепловоз" даже слухов таких не
было…
Впрочем, даже если с заказами украинских железнодорожников все бы
сложилось, это не гарантировало бы заводу загрузки мощностей и развития
производства.
Так, недавно "Укрзализныця" и владелец "Лугансктепловоза" российский
"Трансмашхолдинг" подписали соглашение о выпуске 300 магистральных
грузовых электровозов, параметры которых идентичны производимым в
Луганске.
Однако крупнейший в истории "Укрзализныци" заказ был передан
российскому предприятию холдинга, и электровозы начали собираться в
России, в цехах Новочеркасского электровозостроительного завода.
Причины, которыми пояснили это решение, сейчас выглядят просто
издевательски: "в связи с загрузкой производственных мощностей
"Лугансктепловоза".
Перед продажей "Лугансктепловоза" "Трансмашхолдингу" политики из
Партии регионов и компартии уверяли общественность и работников
предприятия, что собственник из России обеспечит развитие предприятие,
гарантирует заказы российских железнодорожников. На деле вышло с
точностью до наоборот.
И теперь, в результате многолетних усилий по поиску "эффективного
собственника" и "успешной" деятельности российского инвестора одно из
самых перспективных предприятий страны вынуждено сворачивать свою
работу.
Раньше эксперты считали, что мотивы продажи "Лугансктепловоза"
россиянам, поддерживающим нынешнюю власть, находятся в чисто
политической плоскости.
Как известно, еще в начале 2000-х годов предприятие забрали у
народного депутата из фракции БЮТ Константина Жеваго, а затем, в
середине 2000-х годов, не продали группе "Приват" - тоже не Партия
регионов.
Сегодня же стало очевидно, что политики - регионалы и коммунисты,
агитировавшие за продажу луганского завода российскому собственнику,
всего лишь отрабатывали заказ на убийство целого промышленного
предприятия. Не будет "Лугансктепловоза" - не станет у российских
заводов конкурентов.
Правда, тысячи людей останутся без работы, целый регион - без
будущего, и целая отрасль украинской промышленности прекратит свое
существование. Однако нынешнюю власть, судя по всему, это не беспокоит.