Предприниматель Константин Жеваго одержал первую победу в борьбе за крупнейшее чешское сталелитейное предприятие CKD Kutna Hora. Пражский суд утвердил план санации, предложенный структурами бизнесмена, однако его обещает оспорить еще один претендент на актив — российская Rail Group. Приобретение CKD решает проблему нехватки литья для Стахановского вагоностроительного завода, говорят эксперты.
Краевой суд Праги вынес решение по делу о банкротстве крупнейшего в Чехии сталелитейного завода CKD Kutna Hora. Согласно решению от 8 февраля, опубликованному в прошлую пятницу, контроль над чешским заводом получил его кредитор — компания Integrated Rail-Casting, связанная с бизнесменом Константином Жеваго. В соответствии с предложенным планом санации в обмен на 100% акций предприятия Integrated Rail-Casting вложит в него 485 млн чешских крон (19,1 млн евро). В группе "Финансы и Кредит" Константина Жеваго пообещали прокомментировать решение после получения от суда необходимых документов.
CKD Kutna Hora — крупнейший в Чехии производитель литья из стали и высокопрочного чугуна, стальных конструкций, в том числе рам строительной техники, железнодорожных шасси и трамвайных тележек. Производственная мощность предприятия составляет около 30 тыс. т литья в год, из которых до половины приходится на крупное вагонное литье. Процедура банкротства началась в октябре 2010 года. Компании предъявили претензии свыше 250 кредиторов на общую сумму более 1,5 млрд чешских крон (около 60 млн евро).
На этот актив был еще один претендент — российская Rail Group. По словам Даниила Синицына, управляющего партнера юридической фирмы "ПоверенныйЪ", представляющей Rail Group, последняя входит в "крупную российскую машиностроительную компанию", название которой не раскрывается. Предложение российского претендента превышало предложение Integrated Rail-Casting — группа была готова инвестировать 698 млн чешских крон (27,6 млн евро) в ходе санации и еще 70 млн евро в течение пяти лет.
Как отмечается в решении, суд руководствовался тем, что совет директоров CKD предпочел план санации, предложенный Integrated Rail-Casting. При этом на заседании якобы отсутствовали представители Rail Group, их предложение не подтверждалось финансовыми гарантиями, сроки подачи документов срывались, консультации с должником не проводились. Вместе с тем в юрфирме "ПоверенныйЪ" считают претензии суда необоснованными и обещают оспорить его решение в апелляционной инстанции. "По закону суд должен был провести голосование по нашему предложению, однако этого не было сделано. Кроме того, решение в принципе не могло быть принято сейчас, так как по нашему обращению идет расследование обстоятельств заключения в конце прошлого года контрактов на поставку литья в Украину, а также возможного вывода активов с предприятия",— говорит он.
Высоко оценивают шансы на обжалование решения суда и независимые юристы. "Судя по материалам дела, суд действительно проигнорировал предоставленный план реорганизации, поданный компанией Rail Group. Уже этого нарушения достаточно, чтобы оспорить решение",— говорит независимый адвокат (представляет интересы клиентов в чешских судах) Даниэл Грбач.
Столь ожесточенная борьба за Kutna Hora объясняется высоким спросом на его продукцию. Мощности чешского завода позволяют покрыть потребность Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ; входит в "Финансы и Кредит") в литье на 80%. Осенью прошлого года у СВЗ возникли проблемы, вызванные дефицитом литья. Тогда, как утверждали источники "Ъ" в одном из предприятий группы "Финансы и Кредит", СВЗ начал получать литье с чешского предприятия в объеме 300-500 литых частей вагона в месяц. "Если бы не чешское литье, СВЗ было бы сложно выполнять заказы на грузовые вагоны",— говорил собеседник "Ъ".
Сейчас ситуация с литьем стала критической. Российские власти в конце января запретили эксплуатацию вагонов, использующих литье производства "Азовэлектростали" и Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ), остановив действие сертификата на эту продукцию (см. "Ъ" от 7 февраля). СВЗ, имеющий контракты в России, закупал часть сырья у КСЗ. "Если российская сторона в ближайшее время не возобновит действие сертификата КСЗ, это грозит украинским вагоностроительным заводам снижением производства на 70-80%",— прогнозирует аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. "Благодаря поставкам чешского литья СВЗ может сохранить выпуск вагонов на уровне 400 единиц в месяц — то есть производство сократится всего на 20%",— отмечает господин Андрейченко. Источник "Ъ" на одном из предприятий группы "Финансы и Кредит" уточнил, что СВЗ сейчас работает без перебоев: "Чешского литья нам достаточно для выполнения текущих заказов российских компаний".