ПАО
"Лугансктепловоз", подконтрольный российскому "Трансмашхолдингу" (ТМХ),
объявил о планах роста производства в 2014 году. Так, согласно
информации в финансовом отчете предприятия за 2013 год, в текущем году
предприятие планирует выпустить продукцию на 4,55 млрд грн, что превысит
аналогичный показатель за минувший год в 1,5 раза. При этом намерения
ПАО идут вразрез с реалиями украинского рынка машиностроения — по данным
старшего аналитика ИГ "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, производство
машиностроительной продукции в Украине в I квартале-2014 упало на 20%.
Что позволяет заводу рассчитывать на рост объема заказов?
Прошлый
год компания закончила удачно, увеличив объем производства в денежном
выражении на 75% год к году (г/г) — более чем до 3 млрд грн, поставив
заказчикам 262 секции тепловозов различных типов. Положительный
результат на "Лугансктепловозе" закрепили и в январе-марте-2014,
увеличив объем производства на 20% по сравнению с аналогичным периодом
предыдущего года (АППГ). Согласно отчетности ПАО, за первые три месяца
нового периода здесь изготовили 62 секции тепловозов.
Повышение
загрузки предприятия в 2014-м, по мнению экспертов, объясняется
возможностью роста заказов со стороны украинских компании, ведь ранее "погоду" для завода создавала Россия.
По данным Алексея Андрейченко, в прошлом году 99,6% продукции
"Лугансктепловоз" было отправлено в РФ, которая, в свою очередь,
стимулирует работу предприятия обещанием продолжать закупки на уровне
700 локомотивов в год минимум до 2015 года. Важность "Лугансктепловоза"
для РФ подтверждает и тот фактор, что нынешний дефицит локомотивов в
России составляет 20%, а износ локомотивов ОАО "Российские железные
дороги" близок к показателю 70%.
Но в текущем году расчетный рост
производства может быть обеспечен отечественными заказчиками. Как
отметил Delo.UA старший аналитик "Арт Капитал", говорить об увеличении
производства на 50% предприятию позволяет перспектива поставки
электровозов для "Укрзализныци" (УЗ). В мае 2013 года госмонополист в
сфере перевозок сообщал, что в рамках постановления Кабинета Министров
Украины об обновлении локомотивного парка украинских железных дорог к
2017 году "Лугансктепловоз" намерен поставить в адрес УЗ 300 грузовых
электровозов постоянного и переменного тока. Суммарная стоимость такой
масштабной поставки, по оценкам машиностроительного предприятия, может
достигнуть 12 млрд грн.
Фактически, заказ на Луганском
предприятии начали исполнять еще в минувшем году. В конце января 2014-го
глава пресс-службы "Лугансктепловоза" Владимир Спектор заявил, что ПАО
поставило государственной администрации железнодорожного транспорта
"Укрзализныця" четыре секции для магистрального электровоза 2ЕЛ4 еще в декабре 2013 года.
Благодаря
этому заказу доля поставок "Лугансктепловоза" на внутренний рынок может
существенно вырасти, указывают эксперты. По словам Алексея Андрейченко,
в среднем за последние три года менее 5% продукции предприятия
поставлялось в Украину, все остальное — в Россию. "На 2014 год доля
Украины запланирована на 21% — это основано на предположении, что 28
электровозов будут поставлены в адрес УЗ", — разъясняет аналитик.
С
аналитиком соглашаются и на заводе. И заявления Спектора, и планы
железной дороги подтверждают, что в рамках означенного контракта с
"Укрзализныцей" на 2014 год предусмотрена поставка 28 электровозов серии
2ЭЛ4.
Однако эксперты не верят в осуществление поставок в текущем году — финансирование предполагалось посредством лизинга от ООО "Премьер-Лизинг". В 2012 году в ходе расследования издание "Украинская правда" усмотрела связь этой структуры с высшими властными кругами страны.
Именно поэтому аналитики рынка предполагают, что со сменой власти и
уходом с рынка "Семьи" финансирование поставок может прекратиться. И для
таких подозрений уже появились первые основания.
В середине апреля издание "Деловая столица"
сообщило, что компания "Премьер Лизинг", которая получила от структур
Госадминистрации железнодорожного транспорта подряды стоимостью 27 млрд
грн на поставку вагонов и локомотивов, исчезла. Но уже через несколько
дней, 18 апреля, "Премьер Лизинг", по данным УП, опроверг информацию о
своем исчезновении и сообщил, что продолжает работать по месту
регистрации. Впрочем, уточнить у "семейного" лизингодателя перспективы работы этой компании на украинском рынке Delo.UA к моменту публикации материала не удалось.
Сомнения
вызывает и тот факт, что, по данным эксперта, с начала текущего года
электровозы 2ЭЛ4 пока "Лугансктепловозом" не производились. В целом же
рост производства "Лугансктепловоза" вполне предсказуем, ведь
предприятие уже не первый год заявляет об увеличении производства и
исправно выполняет свои обещания. А получит ли "Укрзализныця" свои 28
электровозов в 2014-м, зависит от избрания госмонополистом схемы
закупки.