В связи с
санкциями Украины против России вновь актуализировалась тема запрета для
«Мотор Сичи» поставок в РФ, возникшего еще летом-2014 в рамках общего
эмбарго на экспорт оборонной продукции. Как известно, ранее завод
продавал россиянам вертолетные двигатели, в т.ч. для боевых вертолетов.
Именно за счет этого в непростом 2014
году предприятие смогло не только сохранить, но и улучшить финансовые
результаты: чистая прибыль возросла на 18,3% почти до 1,6 млрд. грн. В
этом году тенденция сохранилась, и за І полугодие чистая прибыль
запорожских машиностроителей достигла 1,6 млрд. грн., уже успев
превысить прошлогодний показатель.
Российский вопрос
Напомним, «Мотор Сич» производит
двигатели для ряда постсоветских самолетов и вертолетов Ан, Ми, Ка, а
также промышленные газотурбинные установки. Это крупнейший в СНГ
производитель такой продукции. Основным его российским контрактом
является подписанный в 2011 году с холдингом «Вертолеты России» 5-летний
договор на $1,5 млрд., по которому ежегодно должно поставляться до 270
двигателей для вертолетов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. И
сейчас этот контракт фактически заморожен ввиду прекращения
военно-технического сотрудничества с Москвой.
Понятно, что в современной экономической
ситуации приостановка такого масштабного проекта серьезно бьет по
«Мотор Сичи». Но покупатели не спешат разрывать договор с «коварными
украинцами», и эксперты видят причину этого в зависимости от
отечественных авиа- и вертолетных двигателей.
Да, в России уже разработан такой
замещающий агрегат, как вертолетный ВК-2500, но пока что он выпускается в
количестве 50 ед. в год при потребности в 300-350 ед. Что же до
самолетов, то альтернативный запорожскому ПД-12В – на базе мотора нового
пассажирского лайнера МС-21 – еще даже не разрабатывается.
Неудивительно, что в РФ сохраняется
заинтересованность в украинских двигателях. Так, в конце весны
гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев заявил, что «Мотор Сич»
может принять участие в разработке совместной модели тяжелого
гражданского вертолета (и поставлять двигатель Д-136), а еще одной
стороной проекта якобы мог стать Китай в лице фирмы Avicopter.
Потом в Киеве и Запорожье выступали с
опровержениями, но наши источники подтверждают наличие консультаций по
данной теме. Немаловажно, что формальным покупателем двигателей здесь
могут выступить не россияне, а как раз китайцы, что позволило бы обойти
санкции Украины. Кроме того, вертолет предполагается гражданский.
Итак, просматривается простая схема
обхода запретов «через КНР». Другой вопрос, что Пекин, в свою очередь,
не особо стремится помогать Кремлю в его сегодняшней изоляции и
поддерживать его проекты, поэтому такая схема остается под большим
вопросом. Другой же вариант обхода санкций президент «Мотор Сичи»
Вячеслав Богуслаев озвучил еще в 2014 году, допустив создание СП с
российской стороной – правда, только по самолетным двигателям.
Впрочем, и это не очень вероятно,
поскольку может ударить по имиджу действующей власти. Наконец,
собеседники UAprom в Кабмине констатируют попытки организовать теневой
вывоз вертолетных агрегатов за рубеж, однако нетрудно догадаться, что
такие действия были бы очень рискованны для запорожского завода и его
репутации.
Возможные альтернативы
Стоит отметить, что полная потеря
рассматриваемого контракта стала бы для «Мотор Сичи» болезненной, но не
смертельной. Даже до 2014 года в его стоимостной структуре сбыта РФ
занимала только 30%, а остальное приходится на другие направления – ту
же «Поднебесную», Вьетнам, Индию, ОАЭ, Алжир, Перу и др., и
географическую дифференциацию планируется активно продолжать.
Среди прочего, есть планы совместного
производства вертолетов МСБ-2 собственной разработки (на основе
устаревшего Ми-2) в Польше, а также в Беларуси, на Оршанском
авиаремонтном заводе, 57% которого запорожская компания приобрела в
2012-м. В целом экспорт составляет 95% ее продаж, но есть некие надежды и
на внутренний рынок – на фоне озвученных в этом году планов возрождения
национального авиапрома, начиная с концерна «Антонов».
В поддержку своей конкурентоспособности
«Мотор Сич» разрабатывает новые агрегаты для самолетов Ан-140, Ан-2-100,
для ремоторизации учебно-тренировочных самолетов L-39, для форсажных
модификаций китайских учебно-боевых L-15, для новых и модернизированных
вертолетов. В 2015 году продолжаются работы по таким перспективным
двигателям, как МС-14, МС-500В, МС-700, равно как и по новым моделям
газотурбинных электростанций.
В среднесрочной перспективе намечено и
создание собственного выпуска вертолетов, нацеленного на ремоторизацию и
общую модернизацию машин Ми-8 и Ми-2 для гражданских и армейских
потребностей. Аналитики полагают, что все это позволит предприятию
поддерживать бизнес-показатели и пробиваться на альтернативные рынки в
случае полного прекращения экспорта в Россию.